Потребители все чаще жалуются на МФО

Согласно данным, предоставленным Центробанком, число жалоб от клиентов микрофинансовых организаций (МФО) из квартала в квартал неуклонно растет. Так, если во втором квартале текущего года служба по защите прав потребителей финансовых услуг получила 2,7 тыс. обращений от заемщиков, то в первом квартале их было на 13% меньше.

Основная претензия потребителей – это действия компаний при взыскании долгов, а также нарушение условий действующего договора при продаже прав требования коллекторским агентствам (по договору цессии).

Но у представителей МФО есть свое мнение относительно числа участившихся жалоб заемщиков. По словам генерального директора компании «Робот Займер» Сергей Седова, большинство клиентов не довольны высокими процентами, которые начисляются на тело займа, а также штрафными санкциями. А в отношении МФО MoneyMan потребители жалуются на то, что она отказывает в выдаче средств, что, как отмечает ее гендиректор Борис Батин, противоречит здравому смыслу: компания не обязана выдавать займы всем желающим и в праве отказывать в кредитовании, если сочтет, что долг не будет погашен в срок.

Кроме того, все чаще клиенты жалуются на то, что микрофинансовые организации отказывают в реструктуризации задолженности. А часть обращений касается деятельности нелегальных компаний, которые начисляют скрытые комиссии и взымают плату за дополнительные услуги, на что не может повлиять регулятор рынка – Центробанк.

По мнению экспертов, рост числа жалоб не связан с ухудшением дисциплины МФО. В первую очередь это обусловлено ростом микрофинансового рынка, так как наблюдается пропорциональный рост увеличения объема выдачи займов и числа обращений граждан.

Нельзя не отметить, что МФО нередко используют противоправные методы взыскания долгов, на что тоже часто жалуются заемщики. Более того, вопиющие случаи нарушения действующего законодательства достигли такого резонанса, что в первом полугодии 2016 года действия коллекторских агентств подверглись жесткой критике СМИ, в результате чего депутаты были вынуждены ужесточить ответственность и внести изменения в действующее законодательство. При этом в течение этого и прошлого года был разработан целый ряд нововведений, направленных на регулирование этой деятельности, в результате чего до 30% недобросовестных участников были вынуждены покинуть микрофинансовый рынок. Но все равно часть исключенных из реестра МФО продолжают выдавать займы, находясь вне регулирования ЦБ, а их ни о чем не подозревающие клиенты, берут в них деньги, попадая в кредитный капкан.

Еще одна предпосылка для роста жалоб заемщиков на МФО – это повышение уровня их грамотности. Многие поняли, что наказать компанию можно путем обращения в Центробанк, в то время как раньше свои проблемы потребители пытались решить через правоохранительные органы или оставляя негативные отзывы о работе МФО в Интернете, рассчитывая на общественную поддержку.

Впрочем, как отмечают участники рынка, в ряде случаев жалобы на МФО заставляют их предпринимать действия, направленные на изменение бизнес-процессов. В частности в компании «Займер» пояснили, что из-за жалоб заемщиков на мошенничество с их персональными данными был усилен скоринг, а также процедура подтверждения личности. В МФО MoneyMan был предложен механизм, чтобы снизить негативное впечатление клиентов от получения отказа в кредитовании: чтобы разъяснить причину отказа им предлагается получить свой «Кредитный рейтинг», который представляет из себя информацию о порядке погашения ранее полученных кредитных обязательств и текущих долгах.

Помимо Центробанка, с жалобами от МФО активно работают профильные саморегулируемые организации. По словам Андрея Паранича, замдиректора СРО «МиР», если в отношении ее члена накапливается большое число жалоб, то с такой компанией сначала проводят разъяснительную работу и предлагают ей изменить механизм взаимодействия с клиентами. Хотя до последнего момента еще не зафиксировано случаев исключения МФО из СРО по причине большого количества жалоб заемщиков.

А вот эксперты связывают текущую ситуацию с ростом теневого сегмента. По мере усиления регулирования и массовых чисток Центробанка, все больше компаний переходит в «тень», в результате чего в последнее время количество нелегальных кредиторов заметно увеличилось. И такой массовый поток жалоб связан преимущественно с незаконной финансовой деятельностью, когда МФО начисляют неправомерные проценты или используют противоправные методы взыскания долгов.

Еще одна предпосылка – это появление новых каналов для подачи жалоб. К примеру, ЦБ разработал новое мобильное приложение, которое в скором времени будет доступно заемщикам, что поможет оперативно выявлять нарушителей и пресекать их незаконную деятельность.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Опубликовано в Новости

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Многие заемщики думают, что агентство по рефинансированию микрозаймов поможет им решить проблему с задолженностью, что не всегда верно.

агентство по рефинансированию микрозаймов

Рефинансирование микрозаймов с просрочками – это реальная возможность быстро погасить долг без больших штрафов для клиентов.

writing-1170144_960_720