Реклама и кредитный договор мелким шрифтом – побороть невозможно?

мелкий шрифтОбратившись в банк или микрофинансовую организацию, заемщик может получить кредитный договор мелким шрифтом, что противоречит нормам действующего законодательства. Впрочем, по отношению к таким кредиторам уже неоднократно применялись санкции и штрафы, о чем говорит статистика судебных дел: так, например, 23 сентября 2016 года 17-й арбитражный апелляционный суд принял решение в отношении банка ВТБ 24 постановив, что выданные клиентке документы были напечатаны очень мелким шрифтом, что помешало ей разобраться в условиях кредитования. А 30 сентября за ненадлежащую рекламу была оштрафована микрофинансовая организация «Лига денег». На ее рекламных конструкциях и листовках антимонопольщики выявили целый ряд нарушений, в том числе и то, что самая актуальная информация об условиях предоставления займов (о размере ставок в 154-233% годовых) была напечатана мелким шрифтом. В качестве оправдания МФО привела тот факт, что при желании заемщик мог всегда позвонить и узнать интересующие его сведения по указанным в рекламе телефонным номерам, но суд не принял этот аргумент, посчитав рекламу недостоверной и той, которая вводит клиентов в заблуждение.

Как определить, где мелкий шрифт?

Самый щекотливый вопрос – это определение размера шрифта. Но суды нашли выход из положения, взяв за основу СанПиН «Гигиенические требования к изданиям книжным для взрослых». По используемой практике текст рекламы и кредитного договора оценивается по второй категории, а это значит, что размер кегля должен составлять 8 пунктов (т.е. менее 6 пунктов для текста более 1,5 тыс. знаков и менее 7 пунктов для текста объемом более 2 тыс. знаков). Отметим, что Кегль 8 пунктов соответствует прописной букве высотой 2 мм, 6 пунктов – 1,5 мм, а 7 пунктов – 1,75 мм).

В то же время суды не раз уже уходили от такой практики, когда был «очевидно мелкий шрифт». Но при принятии таких решений они руководствовались субъективным восприятием и читабельностью текста.

С другой стороны, принятый закон о потребительском кредитовании предписывает МФО и банкам использовать текст такого шрифта, чтобы его могли воспринимать клиенты. При этом четко не оговаривается, какой должен быть мелкий шрифт в кредитных договорах. Законом устанавливается только размер и требования к шрифту текста, где размещена информация о полной стоимости кредита, что должны неукоснительно соблюдать участники рынка.

Реклама и договор мелким шрифтом – только для экономии места?

Кредитные организации традиционно отбрасывают обвинения юристов и контролирующих органов в сознательном сокрытии отдельной информации от потенциальных заемщиков. Согласно их пояснениям, мелкий шрифт в рекламе – это только здоровый рационализм и попытка сэкономить рекламную площадь. При размещении информации необходимо указать все условия получения заемных средств, что предусмотрено требованиями закона. И это достаточно большой объем текста, который невозможно растянуть на весь печатный макет.

А договор мелким шрифтом – это только реакция на обращения заемщиков, которые жалуются на большой объем «бумаги», выдаваемой при оформлении кредита или займа. В частности, только в документе, где клиент дает согласие на обработку персональных данных, насчитывается 9 обязательных элементов, которые должны быть в него включены. А индивидуальные условия приходиться печатать не только в табличной форме, но и дублировать в тексте, указывая размер полной стоимости кредита в квадратной рамке. При таких условиях кредиторы вынуждены балансировать «на грани», чтобы не выйти за рамки дозволенного и учесть пожелания клиентов. Только вряд ли все МФО и банки одинаково честны со своими заемщиками и не используют мелкий шрифт для явного обмана и сокрытия актуальной информации.

Методы борьбы с мелким шрифтом

Нельзя не отметить, что количество жалоб на договора и рекламу, напечатанную мелким шрифтом, существенно сократилось, хотя до полной «победы» все-таки еще очень далеко. И здесь необходим комплексный поход, благодаря которому можно будет быстрее выявлять нарушителей и взыскивать с них штрафы.

В связи с этим необходимы кампании по повышению уровня юридической и кредитной грамотности населения. Заемщик должен знать, что если ему предлагают подписать кредитный договор с мелким шрифтом текста, то он может пожаловаться на действия МФО или банка в контролирующие органы.

Также стоит пересмотреть действующие размеры штрафов, так как сегодня за нарушение части 1 ст. 14.8 КоАп РФ, когда потребитель не получил полную информацию о получаемой услуге (и мелкий шрифт как раз подпадает под действие этой статьи), сумма штрафа составляет только 10 тыс. руб. И его выплата не становится тяжким бременем не только для крупного кредитора, но и для мелкой МФО, что не способствует прекращению использования мелкого шрифта в рекламе и кредитных договорах.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Опубликовано в Советы заемщикам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Многие заемщики думают, что агентство по рефинансированию микрозаймов поможет им решить проблему с задолженностью, что не всегда верно.

агентство по рефинансированию микрозаймов

Рефинансирование микрозаймов с просрочками – это реальная возможность быстро погасить долг без больших штрафов для клиентов.

writing-1170144_960_720